Бюджет Нижегородской области на сегодняшний момент, безусловно, заключает в себе массу проблем, массу противоречий, особенно с точки зрения расходной части. С точки же зрения его формирования, положительные тенденции уже отчетливо заметны. Это радует.
Расходная часть бюджета, как правило, самая тяжелая при распределении доходов: кому дать больше, кому дать меньше. На первом месте здесь стоят проблемы социальные – льготы, выплаты, поддержка материнства, поддержка детства, поддержка инвалидов, поддержка пенсионеров и остальных незащищенных слоев населения. И здесь проблем у нас действительно много, имеющегося бюджета не хватает, возможности ограничены. Поэтому приходится находить решения с учетом такой ситуации.
Так, в нашем регионе за последние годы появилось определенное число современных медицинских центров, в том числе в районах области, преодолевается тот кризис, который первоначально возник в результате попытки снизить расходы на медицину административным путем – через закрытие акушерско-фельдшерских пунктов и так далее.
Сейчас эта проблема снимается, в частности, через развитие телематических систем, позволяющих проводить консультации и обследования через интернет. Я сам был свидетелем того, как врач вызванной к моим родственникам «скорой помощи», сделав кардиограмму, тут же отправила ее по интернету в областной центр на консультацию специалиста и через пять минут получила ответ. Еще несколько лет назад таких возможностей в районах не было. Поэтому тенденции качественного изменения медицинского обслуживания населения, пусть пока и только намечающиеся, есть.
Соцподдержка, здравоохранение, образование, транспорт и АПК в бюджете на будущий год просели в абсолютных цифрах. С точки же зрения перераспределения средств финансирование качественно улучшилось.
Средства не распыляются между всеми медицинскими центрами поровну, на все подряд. Можно бросить горстью деньги поровну – кому сколько достанется, копейка или пять, притом что ни на копейку, ни на пять имеющиеся проблемы решить нельзя. Поэтому вычленяются самые острые точки и в образовании, и в здравоохранении, чтобы направить деньги на решение конкретной проблемы.
Соответственно, кому-то выделяется больше, а кому-то финансирование урезали, но, вполне вероятно, опять же адресно повысят в следующем году – бюджет сейчас планируется на три года. К сожалению, официально проект из правительства после нулевого чтения еще не поступил, и мы не можем точно сказать о планах регионального кабинета.
В списке стоящих перед регионом проблем одними из самых существенных являются проблемы Нижнего Новгорода, связанные как с завершившимся чемпионатом мира, так и с приближающимся 800-летием областного центра, которое неизбежно потребует дополнительных средств. Федеральный центр их вроде бы обещает, пусть и не в желательных для нас объемах, но в любом случае город к своему юбилею приукрасится.
А вот среди тех проблем, которые решает городская администрация сегодня, на первых местах стоят а) дороги, б) муниципальный транспорт, в) ЖКХ, г) благоустройство территорий.
Сделать предстоит еще очень многое, но я, например, достаточно регулярно езжу на автомобиле и замечаю интересную вещь – дороги преображаются. Не все, но там, где сегодня ремонт сделан, он проведен на качественно новом уровне. Чего стоит модернизация арзамасской трассы, которая пока еще не закончена, но которая убедительно доказывает изменение подхода к реконструкции дорог. Примерно то же я видел в Московской области месяца полтора назад. То есть, у нас используются современнейшие применяемые в России технологии, качество дорог сегодня заметно повысилось, и можно надеяться, что асфальт не растает с весенним снегом.
Видим мы улучшения и в работе ЖКХ. Тепло в дома дали по погоде, практически без задержек, и я не слышал ни об одной кризисной ситуации, связанной с началом отопительного сезона. Возможно, где-то были задержки, но в целом ситуация и в городе, и в области была под контролем.
Основные споры при обсуждении бюджета Нижегородской области будут связаны с поиском дополнительных источников поступления доходов. Ну и, как всегда, непростой будет дискуссия между партией власти и ее оппонентами о том, на какие объекты и в каком объеме направлять средства в первую очередь.
Думаю, ни коммунисты, ни представители ЛДПР не изменят своей традиции и будут голосовать против утверждения бюджета, хотя и примут активное участие в его обсуждении.
Важным инструментом, который начала использовать областная власть, стало формирование модельных бюджетов для всех муниципалитетов региона. Это, по сути, модификация проектного подхода к формированию бюджета. Проблема решается как проект. И деньги, причем в увеличенном в полтора раза объеме, выделяются на проекты, а не на латание дыр.
Да, где-то нужно залатать горячую дыру, поработать пожарным, но там, где есть возможность качественно улучшить ситуацию, создать новое, средства будут выделены в полном объеме. Там, где такой возможности нет, средства будут планироваться на перспективу. Но каждый муниципалитет должен будет защитить свою модель, объяснить, на что ему нужны деньги. И, если представленная модель решает проблему, а не ведет к проеданию бюджетных средств, скорее всего, деньги для нее в бюджете будут найдены. Таким образом бюджет используется эффективно.
Неэффективность исполнения – это бич бюджетов всех уровней, в том числе федерального. К сожалению, пока общий подход такой: главное – истратить. Если этого не сделать, деньги гасятся, пропадают, не доходят до места. Существенная часть бюджетных ресурсов тратится в конце года, средства списываются: «быстрей, быстрей», потому что бюджет должен быть исполнен. В такой ситуации деньги становятся бесконтрольными, их легче разворовывать.
Бюджет должен быть прозрачным, исполнение его должно быть прозрачным. Бюджетные деньги должны быть «мечеными», каждый бюджетный рубль должен иметь свой цвет и сохранять его, куда бы этот рубль ни двигался. Должна быть возможность легко проверить, использован он на решение проблемы (эффективное или нет – отдельный разговор) или высветился в чьем-то личном кармане.
Естественно, это проблема не только региональная, но и общероссийская, и федеральный центр движение в этом направлении уже начинает – мы видим, сколько возбуждается антикоррупционных дел по всей России.
Дополнительный приток доходов перед выборами мог вызвать и дополнительные расходы, позволившие Нижегородстату зафиксировать некоторый рост розничных продаж. Но общая ситуация большого энтузиазма не вызывает.
Правление клуба, в которое входят представители регионального руководства, должно затребовать у руководства «Торпедо» аргументацию стомиллионных трат на разрывы контрактов. Правительство и депутаты имеют необходимые инструменты для подкрепления своей настойчивости.
С учетом происходящего сейчас в экономике – модульные, оцифрованные бюджеты, – нужны кардинальные изменения и в работе спортивных клубов. Необходима цифровизация бюджета «Торпедо», ознакомиться с ним должны иметь возможность болельщики, широкий круг экспертов, общественников.