Стоимость вывоза мусора, как и любых других услуг, связанных с перевозками, обусловлена, в числе прочего, стоимостью горюче-смазочных материалов, которые сейчас дорожают, что ведет к росту себестоимости выполняемых работ. И логично, что компании, занимающиеся вывозом мусора, поднимают расценки.
Другое дело, на сколько процентов или во сколько раз повышаются тарифы.
Я не верю, что экономика вывоза мусора настолько плоха, что стоимость работ нужно увеличивать в разы, даже в десятки раз, на сотни и тысячи процентов, как об этом говорят жителям Нижнего Новгорода. Это просто нереально. Сразу возникает вопрос: «Ребята, вам было выгодно работать за рубль, теперь хотите десять?»
Мне кажется, что речь идет о примитивной жадности компаний или людей, которые занимаются вывозом мусора, и тем, что этот рынок очень слабо конкурентен. На нем существует если не монополия, то олигополия – то есть, несколько крупных операторов держат весь рынок и не позволяют никому к нему подойти.
Где только возникает монополия или олигополия, когда цены контролируют несколько игроков, там мы всегда видим несправедливые расценки – в пользу производителя товаров или услуг, а не в пользу потребителя.
Невозможно поверить, что при десятикратном увеличении стоимости вывоза мусора в десять раз, в пять, или хотя бы в два раза увеличится качество и уровень услуг – график вывоза, тщательность соблюдения всех экологических норм.
Это элементарное стремление выжать максимальные деньги из существующей ситуации.
Боюсь, повышение расценок приведет к тому, что не только граждане, не только физические, но и юридические лица начнут избавляться от мусора всеми возможными незаконными способами, организовывая свалки на каких-нибудь речушках, в оврагах и так далее. Потому что за что платить бешеные деньги? Я не одобряю такое поведение, но человека ставят перед чисто прагматическим выбором: отдать деньги непонятно на что или же причинить природе некоторый экологический вред, ведь не факт, что из-за выброшенного на обочине пакета с мусором тут же погибнут все птицы и насекомые. Проблема в том, что такой мешок будет не один. А есть еще и отходы деятельности предприятий.
И к такому развитию событий может подтолкнуть не обусловленное ничем повышение тарифов в десятки раз в надежде заработать деньги на пустом месте при отсутствии конкуренции.
Было ли ошибкой создание региональных операторов по вывозу мусора? Сложный вопрос. С одной стороны, это позволило снизить издержки на оказание услуги по вывозу мусора, но этот эффект очень быстро прошел. С другой стороны, теперь операторы почувствовали свою силу и пытаются диктовать свою волю законодателям, населению, промышленным предприятиям.
Мне видится, что нет ничего плохого в том, что два-три квартала будет обслуживать какая-то маленькая организация с двумя-тремя машинами, а не огромный конгломерат, отвечающий за несколько районов области сразу. Нужна конкуренция.
Можно сравнить это с управлением многоквартирными домами – есть большие домоуправляющие компании, и есть товарищества собственников жилья, которые управляют своим собственным домом. И тем, и тем хватает места, но у людей есть выбор – включаться в ТСЖ или уходить под крыло ДУКа.
На рынке вывоза мусора у людей выбора нет, они вынуждены пользоваться услугами одного подрядчика, не имя возможности его сменить. Мне кажется это не совсем правильной ситуацией, что подтверждает и анонсированный чудовищный рост стоимости вывоза мусора в Нижегородской области.
Повторюсь – да, стоимость ГСМ выросла, но инфляция низкая, курс рубля достаточно стабильный. То есть, нет никаких экономических предпосылок к скачкообразному увеличению стоимости услуги.
Вполне вероятно, что операторы пытаются определить границы дозволенного. Они почувствовали, что контролируют ситуацию в данном секторе экономики и решили забросить «пробный шар». Видимо, они, как и я, читали в детстве Успенского, у которого крокодил Гена объяснял Чебурашке, что нужно просить чего угодно в два раза больше (или дальше, если нужно доехать) – дадут сколько надо, и довезут куда надо.
В десятки раз тариф поднять нельзя? Можно тогда на 30 или на 50 процентов? На фоне первоначального запроса такие варианты могут показаться не такими уж большими. То есть, это может оказаться хитрым маневром для того, чтобы существенно увеличить стоимость вывоза мусора.
Думается, что операторы не смогут предоставить реальное технико-экономическое обоснование запрошенного повышения. На словах они могут говорить что угодно, но должны быть цифры. Есть стоимость, есть расходы, экономика предприятия и т.д.
Понятно, что о честности по отношению к гражданам здесь речи не идет. Те, кто занимается вывозом мусора, блюдут свои интересы. Я не против – блюдите, но у всего должно быть экономическое обоснование, рамки здравого смысла. Кто может гарантировать, что через месяц они не придут и не потребуют увеличить стоимость вывоза мусора. Почему? А не почему, просто куда вы денетесь с подводной лодки? Мусор вывозить все равно надо. Платите, мы будем возить.
Законодатели должны разобраться с ситуацией, в первую очередь потребовать экономические обоснования, разобраться в экономике процесса. И если действительно есть какие-то убытки, разрешить повысить на пять-десять, может быть, даже на пятнадцать процентов тарифы. Но, опять-таки, дифференцированно – в зависимости от расстояния, от видов мусора и так далее. А не так – сегодня рубль, завтра десять. Кто-то должен платить рубль десять, кто-то рубль двадцать, а кто-то по-прежнему на уровне рубля.
Это слишком социально чувствительная тема, чтобы ничего не делать и просто повышать. Точно так же как и просто не повышать. Ведь не исключена вероятность, что перевозчики послезавтра придут и скажут, что терпят убытки и не будут больше возить мусор за свой счет – пусть копится. Пока в Нижегородской области, в России такого не было, но как показывает мировой опыт, если бастуют мусорщики, улицы Милана, Рима, Палермо, Мадрида, Нью-Йорка быстро захламляются. Это тоже никому не надо. Нужно взвешенное, сбалансированное и грамотное решение.
Дополнительный приток доходов перед выборами мог вызвать и дополнительные расходы, позволившие Нижегородстату зафиксировать некоторый рост розничных продаж. Но общая ситуация большого энтузиазма не вызывает.
Правление клуба, в которое входят представители регионального руководства, должно затребовать у руководства «Торпедо» аргументацию стомиллионных трат на разрывы контрактов. Правительство и депутаты имеют необходимые инструменты для подкрепления своей настойчивости.
С учетом происходящего сейчас в экономике – модульные, оцифрованные бюджеты, – нужны кардинальные изменения и в работе спортивных клубов. Необходима цифровизация бюджета «Торпедо», ознакомиться с ним должны иметь возможность болельщики, широкий круг экспертов, общественников.